На рынке зафиксирован дефицит порожних контейнеров в Китае, который провоцирует рост ставок на их аренду.
На предновогодний рост спроса и пандемию накладывается новый фактор — острый дефицит контейнеров. Традиционный дисбаланс торговли Китая с США и Европой, когда потоки из КНР многократно превышают встречные, усугубился на фоне резкого роста экспорта из Китая, порожние контейнеры в большом количестве скопились в Северной Америке.
Спотовые ставки из Шанхая на порты западного побережья США ставки увеличились на 160%, на восточные – на 80%. Рост ставок на Австралию и Новую Зеландию составил 230%, на Южную Америку – 200%.
На направлении Китай—Россия наблюдается дефицит контейнеров, из-за этого ставки фрахта за последние несколько недель выросли с $3 тыс. до $5–6 тыс. Maersk убрала с сайта возможность букирования онлайн, Sinokor уведомила, что приостанавливает букирование на весь декабрь. На начало декабря стоимость морского фрахта на ряде направлений выросла в пять раз по сравнению с серединой октября.
Небольшие производства вынуждены приостановить выпуск продукции, поскольку новые ставки фрахта неподъемны.
Дефицит порожних контейнеров в Китае стал следствием торгового дисбаланса между производителями в АТР и Южной Азии и потребителями в Северной Америке и ЕС. В денежном выражении экспорт из Китая втрое превышает импорт из США.
Удорожание логистики скажется на цене товара, однако более важными, являются возможные задержки сроков доставки, в том числе комплектующих для местных производств.
По прогнозам логистов, в ближайшее время снижения ставок ожидать не стоит, рост тарифов скорее всего продолжится до февраля 2021 года.