Законопроект о создании в России реестра экспедиторов был внесен на рассмотрение Государственной Думы в июле прошлого года.
Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендовал принять в первом чтении законопроект, который вводит дополнительную ответственность для тех, кто осуществляет транспортно-экспедиционную деятельность. Этот документ был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента в октябре прошлого года в дополнение к законопроекту, в соответствии с которым в России должны создать реестр экспедиторов. Вот как раз таки за работу вне этого реестра и предлагается ввести штраф в размере до 300 тыс. рублей. Одновременно запланировано наказание и по другим новым видам правонарушений, в том числе за отказ предоставить правоохранительным органам информацию о заключенных договорах транспортной экспедиции, о свойствах груза, маршрутах перевозки и т.п.
Помимо создания самого реестра, без фиксации в котором в принципе нельзя будет осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность, законопроект также устанавливает определенные ограничения и запреты, и дополнительные обязанности для участников рынка.
Так, в частности, экспедиторам запрещается организация перевозки целого ряда веществ и товаров:
- огнестрельного, сигнального, пневматического и газового оружия, боеприпасов, холодного оружия, электрошоковых устройств и искровых разрядников, основных частей огнестрельного оружия, взрывных и иных устройств, представляющих опасность для жизни и здоровья людей;
- сильнодействующих, радиоактивных, взрывчатых, ядовитых, едких, легковоспламеняющихся и других опасных веществ, наркотических средств и психотропных веществ, ядовитых животных и растений;
- предметов и веществ, которые по своему характеру или упаковке могут представлять опасность для работников экспедитора, загрязнять или портить (повреждать) другие грузы и оборудование.
В связи с этим экспедитору разрешается задерживать запрещенный к перевозке груз, а также уничтожать тот груз, который относится к последней из перечисленных выше категорий.
Одновременно экспедиторов хотят обязать в течение трех лет хранить на территории РФ информацию о заключенных договорах транспортной экспедиции (о свойствах груза, фактах его доставки и хранения, о маршруте следования, о видах транспорта, осуществляющих перевозку, и пр.). Хранить такую информацию можно будет исключительно с использованием баз данных и технических средств, находящихся на территории России, и за пределы РФ передавать персональные данные клиентов будет недопустимо.
Кроме того, экспедитор обязан будет предоставлять правоохранительным органам все данные из заключенного договора транспортной экспедиции, в том числе и доступ к своим информационным системам. Точно так же транспортно-экспедиционные компании должны будут передавать правоохранительным органам на проверку задержанный груз.
Что касается реестра, то каких-то строгих критериев таких как финансовая состоятельность, или профессиональная надежность, для включения в него пока не предусмотрено. При этом без вхождения в реестр осуществлять транспортно-экспедиционную деятельность будет запрещено.
Для неукоснительного соблюдения новых обязанностей в Государственную Думу и внесли законопроект с поправками в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), предусматривающими дополнительное наказание для экспедиторов.
Так, за осуществление транспортно-экспедиционной деятельности вне включения в реестр предлагается установить штраф для граждан в размере от 3 тыс. до 5 тыс. рублей, а для юридических лиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей. При повторном же нарушении наказание будет ужесточаться до 5-10 тыс. рублей для граждан и до вилки от 500 тыс. до 1 млн. рублей для юридических лиц.
В свою очередь, для других видов нарушений сумма штрафа будет зависеть от выручки экспедитора. При этом подобный принцип наказания будет действовать в отношении как юридических лиц, так и индивидуальных предпринимателей.
Однако на данный момент законопроекты только находятся на рассмотрении Государственной Думы. Когда именно они вступят в силу, и вступят ли вообще, пока точно сказать нельзя. Идет обсуждение.