Стоимость проекта эксперты оценили в 100 млрд рублей.
Проект может быть реализован на земельном участке рядом с базой ФГУП «Атомфлот», которое эксплуатирует атомные ледоколы. Окончательное решение планирует принять весной 2025 года.
Однако в «Росатоме» планы по строительству верфи «РБК» не подтвердили. Госкорпорация уже начала проектно-изыскательские работы на прилегающем к базе «Атомфлота» участке, которые планирует завершить осенью 2026 года. Строительные работы могут начаться в 2027 году. Новая верфь будет достроечной – первая очередь будет достраивать плавучие энергоблоки (ПЭБ), корпуса которых будут собирать на других заводах. «В «Росатоме» видят на них высокий спрос, в первую очередь в странах Африки и Юго-Восточной Азии. Поэтому верфь с первых этапов работы будет загружена заказами, считает один из источников «РБК». Стоимость новой верфи источники издания оценили в 100 млрд рублей. Сергей Роженко, руководитель группы аналитики Kept, основным сдерживающим фактором поставок ПЭБов считает «производственные мощности и готовность поставщиков обеспечить поставки барж с атомными реакторами для конкретных заказчиков до 2030 года». Существенную долю рынка получит тот, говорит эксперт, кто первым сделает проект в формате серийной поставки.
— Платежеспособный спрос может оцениваться в десятки 100-мегаваттных барж по различным регионам мира. Наиболее интересна Юго-Восточная Азия с ее морской доступностью и большим числом островов, на которые могут быть установлены такие решения, – прогнозирует Сергей Роженко. Напомним, в 2024 году Россия собственным флотом перевезла всего 30 млн тонн или 7% от общего числа сухих грузов. Такую оценку озвучил генеральный директор Центрального научно-исследовательского и проектно-конструкторского института морского флота (ЦНИИМФ) Сергей Буянов. Во времена Советского Союза собственным флотом перевозилось примерно 40% сухих грузов.